ФЭНДОМ

P 870192.jpg

Карьера: Математик

Дата рождения: -

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Советский математик, специалист в области электрического моделирования, один из пионеров развития электронно-вычислительной (компьютерной) технологии в СССР. Доктор технических наук (1940), профессор (1943). Лауреат Сталинской (1946) и Государственной (1962) премий.

Лев Гутенмахер Биография Править

Лев Израилевич Гутенмахер родился в бессарабской колонии Тарутино (нынче райцентр Тарутинского района Одесской области Украины) в 1908 году. Окончил Донской политехнический институт в 1931 году и был оставлен в аспирантуре там же. В 1934 году защитил кандидатскую диссертацию, продолжил преподавать в институте (в настоящее время Новочеркасском политехническом институте) до 1938 года. С 1938 года — в Энергетическом институте Академии наук СССР, где в 1939 году создал и возглавил лабораторию электромоделирования (ЛЭМ) . Одновременно преподавал в Московском инженерно-физическом институте (с 1943 го да — профессор). С 1948 по 1956 год лаборатория электромоделирования Гутенмахера входила в Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР, а с 21 июня 1957 года вошла в состав Всесоюзного института научной и технической информации АН СССР и с 1962 года — в состав Всесоюзного научно-исследовательского института природных газов (в настоящее время Всероссийский нефтегазовый институт им. академика А.П. Крылова). Лабораторию составляли 8 отделов, в том числе логико-математический, аналогового электрического моделирования, математической лингвистики , математических методов в химии и другие. В последние годы жизни был профессором кафедры автоматизации вычислительных процессов электротехнического факультета Одесского политехнического института и ж ил в Одессе на углу Дерибасовской и Ришельевской улиц. Основные научные результаты — в области приближённых и численных методов вычислительной техники. Л.И. Гутенмахер с самого начала научной карьеры в 1930-х годах занимался использованием электрических сетей для моделирования сложных информационных систем и для решения уравнений в частных производных. В годы Великой отечественной войны под его руководством были разработаны ПУАЗО (приборы управления автоматическим зенитным огнем) на переменном токе, а в 1945—1946 годах — первые электронные аналоговые вычислительные машины (АВМ) с повторением решения. В 1950 году им был представлен план безламповой электронной вычислительной машины (ЭВМ) с использованием электромагнитных бесконтактных реле на феррит-диодных элементах, разработанных в его лаборатории на основе магнитных усилителей трансформаторного типа; сама агрегатина ЛЭМ-1 была создана к 1954 году. В 1956 году он опубликовал научное извещение об успешном использовании матрикса накопит елей для хранения информации. Л.И. Гутенмахеру принадлежит строй теоретических работ в области кибернетики и одна из первых монографий в этой области в СССР (Системы извлечения информации), уже в 1950 -е годы он занимался компьютерным моделированием когнитивных процессов (таких как логическое мышление, чтение) и математической лингвистикой. В публикациях этих лет им были детально рассмотрены различные аспекты хранения и извлечения информации, программное обеспечение, компьютерная техника, связь по телефонным каналам , охватывая электронный доступ к библиотечным фондам. Среди монографий учёного: «Электрическое моделирование: электроинтегратор» (1943), «Электрические модели и их использование в технике и физике» (1 946), «Электрические модели» (1949), «Электронные информационно-логические машины» (1960, 1962), «Ассоциативные запоминающие устройства» (1967) и «Импульсное электромоделирование» (1983), количество из которых переведена на британский, германский, французский и испанский языки. Сын Л.И. Гутенмахера — Виктор Львович Гутенмахер — имеющий известность русский математик, автор трудов в области функционального анализа и учебных пособий для общеобразовательных школ. Монографии * Электрическое моделирование: электроинтегратор. Издательство АН СССР: Москва—Ленинград, 1943. * Электрические модели и их использование в технике и физике. Стенограмма лекции. Правда: Москва, 1946. * Электрические модели. Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР: Мо ква, 1949. * Электронные информационно- логические машины. АН СССР: Москва, 1960 и 1962. * Traitement йlectronique de l& #039;information. A. Deweze, Traducteur. Sociйtй des Editions Radio: Париж, 1961 . * Electronic information-logic machine s. Wiley Interscience: Нью-Йорк, 1963. * Tratamiento electrуnico de la informaci уn. Editorial: Paraninfo: Мадрид и Мехико, 1964. * Thinking machines. Translated from the Russian by A. Zdornykh. Издате льство иностранных языков: Москва, 1965. * Informations-Logische Automaten. Auto matisierung im Informations- und Bibliot hekswesen. R. Oldenbourg Verlag: Мюнхен и Вена, 1966. * Ассоциативные запоминающие устройства (с Д.А. Бородаевым, Б.П. Кузьминым и И.Л. Смелянским). Энергия: Ленинград, 1967. * Электрические модели. Техника: Киев, 1975. * Импульсное электромоделирование (совместно с Г.П. Перепели цей). Техника: Киев, 1983. ... 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики